Сегодня праздник покровителя всех пустынножителей Крестителя Господа нашего Иисуса Христа. День усекновения главы Иоанна Предтечи. День этот издревле посвящен был на Руси и за её пределами тем, кто погиб в войнах за веру, царя и Отечество. Мы поминаем усопших воинов в этот день, Царство им Небесное. Благодарим их за их подвиг самоотвержения, за то что они исполнили заповедь о любви: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Существует также духовная война, она невидимая. Падшие духи нападают, побеждают, берут в плен и делают нас своими рабами, вводя в ту или иную зависимость — от алкоголя, от наркотиков, от табакокурения, от игромании, от интернета, от блудной страсти, от стяжания денег, материальных благ, от объедения, когда человек ест и не может насытиться ( булимия). Существует медицинский термин — «аддикция» (лат. addictus – приговоренный за долги к рабству) – это зависимость. Есть святые, которым мы молимся от избавления той или иной страсти — Мария Египетская, Вонифатий , Моисей Мурин и другие. Если бы мы освободились от зависимостей, мы бы стали святыми, и уже заботились бы не о себе, а о наших близких. Но пока центром нашего интереса,в основном, является моё «я», какие-то страсти и разные виды зависимостей.
Иоанн Предтеча пострадал за верность Закону, как обличитель беззакония. В Ветхом Завете брать в жены жену брата можно было только в том случае, когда брат умер. В данном случае брат Ирода Филипп был жив. Ирод терпел это обличение и даже слушал проповедь пророка Иоанна с удовольствием, и возможно что-то исполнял из сказанного им.
Иоанн Предтеча обличил не простого человека, а правителя, что говорит о полном нечеловекоугодии пророка. Он учит нас предельной нравственности, когда человек заботится о том, чтобы не только самому не согрешить, но и о ближнем. Иоанн Предтеча — обличитель неправды высших властей. У нас многие недовольны властью, но как-то обличать личную жизнь не принято. Чтобы обличать, надо быть чистым самому. Только тогда ты получаешь право обличать беззаконие. Мы не можем обличать в нарушении заповедей людей неверующих. Как говорил Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено». У неверующих нет грехов, так как грех появляется от прикосновения Бога к человеку. Господь, если и обличал, то в общем виде, а лично — нет.
Какое же поучение здесь для нас. Если потребуется мы должны воевать с врагами Отечества. Чтобы получить право обличать других, мы должны обличить свои страсти, свои зависимости, свою падшесть, называется это покаяние и плач. Наше время- это время духовной пустыни. И эта пустыня ширится, как сказал всем известный философ. Энтропия возрастает, пустота духовная становится больше и больше. Иоанн Предтеча был пустынножителем, а мы живем в пустыне другого рода. У нас нет примера, нет духовных старцев. И вот в это время нам надо жить по нашим силам, по нашей вере. Будем бороться со своими страстями и зависимостями. У нас есть темы для плача.